Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области


Яндекс цитирования
Ремонт сайтов

[на страницу публикаций>>]

Интервью интернет-журналу ВЕБПЛАНЕТА.
Фил Кулин: "Спам, дорвеи - это временные решения."

Алексей Андреев, 15 декабря 2006
Оригинал: http://webplanet.ru/interview/service/2006/12/15/coolin.html

Бывший руководитель отдела виртуального хостинга компании "Петерхост" Филипп Кулин стал управляющим недавно созданной Гильдии Хостинг-Провайдеров. В интервью "Вебпланете" он рассказывает, зачем надо бороться за нравственность среди хостеров, а также о методах борьбы с такими безнравственными сущностями, как поисковые роботы, спам и дорвеи.

- Зачем нужна Гильдия Хостеров?

- А надоело. Неприятно иногда работать. Это так же немаловажно, как 30" монитор для разработчиков, который, говорят, повышает производительность труда за счёт того, что разработчик может более эффекивно разместить на рабочем столе средства разработки.

- В уставе Гильдии говорится, что ее цель - разработка и соблюдение "системы универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности". Можешь привести конкретные примеры, в чем состоит "нравственность" или "безнравственностть" хостера?

- Вот конкретный пример: клиент хостинга выразил желание прекратить пользоваться услугами хостинга, а хостер отказался вернуть неизрасходованные средства. Гильдия осуждает подобные действия. И в свою очередь, призывает к таким вещам, как поддержка нормативов OFISP-008.

Другой пример: полный бардак с почтой. А люди на неё ставят. В своём блоге Пётр Диденко говорил о предоставлении услуг качественного почтового хостинга. Я Петра поддерживаю в его идеях. Но я пребываю в полной уверенности, что в текущем бардаке с почтой можно создать философский камень и посадить висячии сады - но если у соседей будет бардак, никакой качественной почты не будет.

Я вижу работу Гильдии в создании норм, рекомендаций и стандартов (так скажем - практик) для большего взаимопонимания и возможности поднятия уровня качества предоставления услуг. Вот хотя бы взять обсуждение бед от поисковиков. На сегодняшний день в текущей рыночной ситуации даже при желании мне просто не выгодно бороться за качество: без поддержки конкурентов мои качественные услуги будут теряться в низких ценах и пиар-акциях соседей.

Я думаю, это выгодно всем представителям рынка - и тем, кто бьёт ценой, и тем, кто хочет зарабатывать на качестве. В принципе, у членов Гильдии могут быть свои взгляды на вопрос её существования, но я думаю, что все прекрасно всё понимают.

- Как народ отреагировал на создание Гильдии? Много ли вступает?

- Не очень хорошо отреагировал. Для кого-то это показалось возможностью дополнительного повода порекламироваться, и они отвалились как только поняли, что просто так это сделать не получится. Кто-то вообще не понял, зачем это. Было много отрицательных отзывов. Меня обвиняют и в попытке картельного сговора, и в скрытой работе на "монстров" рынка (.masterhost, ХЦ РБК), и в том, что я играю в какую-то новую игру на стороне компании PeterHost.Ru (тоже, кстати, монстр). К сожалению, моё имя позволило многим хостерам закрыть глаза на то, что я не являюсь хостером, но многих и отпугнуло.

Идут пока немногие, список участников можно увидеть в открытом доступе на форуме хостобзора. Пока я считаю, что малая поддержка хостеров исходит из двух причин. Небольшие хостеры боятся - и тут я ничего поделать не могу. Я для них никто, большие конкуренты и действительно задавить могут, а явной прибыли от Гильдии пока нет.

Вторая же причина кроется в слове "ответственность". Гильдия по своей сути подразумевает ответственность за принятые решения - это условие участия в Гильдии. Совершенно понятно, что очень многих устраивает текущая ситуация. А я хочу, чтобы мы вели взаимовыгодное сотрудничество друг с другом и с клиентом. У клиента идёт хорошо бизнес = у нас идёт хорошо бизнес. Мы несём ответсвенность перед друг другом и клиентом = у клиента нет проблем для его бизнеса от нас, хостеров. Всё просто.

- Ты известен своим предложением блокировать поисковых ботов, которые создают лишнюю нагрузку на сайты. Как развилась эта тема? Или может, тебе пришлось сменить работу из-за того, что тема развилась не в ту сторону?

- Работу, конечно же, я сменил не из-за этого, хотя, это свою маленькую капельку внесло в общий котёл. Тема развилась в никуда. Просто продолжение темы не было поддержано из-за потока чёрного пиара со стороны дорвейщиков.

В итоге была принята позиция свалить всё на пользователя. Т.е. если пользователь грузит сервер - есть договор, есть описание технических условий. Если за указаный в этих документах срок ситуация не исправляется - в договоре существуют меры.

Хотя это математически верный подход, я не являюсь его сторонником. Ведь это я - "гуру", и знаю, что и как грузит. А среднестатистический пользователь занят обычно другим бизнесом - продажей куриц или лепкой пельменей, не его это дело - процессорные секунды мерять.

- А как бы ты предложил разрешить данную ситуацию?

- Существует множество вариантов. Один из них - стол переговоров. К сожалению, ни у кого нет желания сесть за этот стол. Тот кто имеет влияние на ситуацию (хостеры, веб-разработчики, оптимизаторы, сами поисковики), им по разным причинам выгодна текущая ситуация. Хотя, опять же, я считаю это просто недальновидностью - но Бог им судья.

А среднестатистический клиент ещё не вырос до осознания своих потерь. Естественно, им играют все кто угодно и как угодно. Честно признаюсь, изначальная моя идея состояла в том, чтобы собрать под своё флаг хотя бы кучку последователей и практически заставить хотя бы задуматься заинтересованные стороны. Да, например созданием прецедента блокировки. Частично удалось. Не знаю, есть ли в этом моя заслуга, но в публичных заявлениях того же "Яндекса" я вижу намёки на эту проблему.

Как минимум действий, который я вижу, это хотя бы поддержку со стороны поисковиков ими же пропогандируемой борьбы со спамом и прочим мусором. Я читал на "Вебпланете" выдержки из интервью с Аркадием Воложем. Он много хорошего говорил по поводу дорвеев и бизнеса, основанного на поиске. Но я не вижу проекции на реалии. Нет никакой борьбы с дорвеями, клоакингом и оптимизацией. Да, они блокируют сайты по какому-то алгоритму, но этим всё и ограничено. Я пытался с ними переписываться, но то ли я что-то не так сказал, то ли есть ещё причины - переписка почему-то тихо замерла.

- Хорошо, давай представим на секунду, что появились люди, кому такая борьба интересна. Есть ли у них инструменты для такой борьбы? Есть ли, например, софт, который анализирует ботов? Сколько пауков ходит на сайт, какие именно пауки, что они там делают, кого из них блокировать/ограничивать...

- Нет, софта нет. Кстати, это один из "пунктиков" о которых я пытался поговорить с "Яндексом" (может они неправильно меня поняли?). Поисковики не очень афишируют, что и как они делают. Практически, все меры, которые предпринимались, выявлены экспериментальным путём. Например, мы знаем что все крупные поисковые машины выдерживают задержку отдачи контента в 5 секунд. При большей - уже начинают отваливаться.

Тот же "Яндекс", во всяком случае так показалось, на этой основе делает какие-то выводы по скорости обхода. Что именно нужно ограничивать? Это тоже интересная тема, и тоже хотелось бы узнать мнение поискового сервиса. Разработать, так сказать, Best Practics.

Я пробовал собирать статистику по поисковикам - кто, сколько, что... Честно говоря, статистика оказалась настолько разной для разных сайтов, что никаких выводов сделать не удалось. На одних сайтах живут одни поисковики, на других - другие. И обходы у них разные в зависимости от сайта. Боюсь, что это уже какой-то искусственный интеллект внутри поисковиков.

То есть готовых инструментов нет. Правда, я знаю одного хостера (умолчу его имя), который написал целый программный комплекс по размазыванию и переприоритезации запросов. Изначально делал для отражения лёгких DDoS и обходов поисковиков.

- А могут такие инструменты развиться - если, скажем, возникнет серьезное протестное движение? Та же Гильдия Хостеров, или просто "контентщиков"?

- "Контентщики" - это самые последние люди, которые будут грозно смотреть в сторону поисковиков. Это вопрос денег. "Поиск" уже организовал вокруг себя нишу, которая давит все остальные. Бизнес на привлечении "трафика" за счёт поиска и контекстная реклама приносят достаточно быстрый и достаточно высокий доход. Первый раз попробовав, потом трудно отказаться.

Доход от раскрутки поиском - естественно, я имею ввиду доход от "трафика" и рекламы за счёт удачной выдачи в поиске - сравним с доходом от спама. Почему спам так популярен по сей день? Да всё просто - он очень дёшев и при этом имеет отличную отдачу. А почему он дёшев? Да потому, что платят за него НЕ ТЕ, кто рассылает - а провайдер и конечный получатель. Понемногу, незаметно... до какого-то предела. Потому что существует закон сохранения денег, по аналогии с законом сохранения энергии. Деньги из воздуха не берутся.

С поиском тоже самое. Если всех заставить платить ровно за потребляемые ресурсы - самой проблемы не будет существовать.... вместе с поисковым бизнесом, поскольку он станет нерентабельным. Это фундаментальное утверждение.

Но если сейчас сделать какие-то нормы запрета обхода поисковиком сайтов, я с трудом себе представляю нормального человека, который добровольно эту норму исполнит. Конечно, если над ним не висит хостер с угрозой отключения. Однако это уже инициатива хостера.

То есть практически, единственные, кто может воспротивится - это хостеры. Но они - так уж исторически сложилось - инертны и боязливы. Они по своим-то внутренним очевидным вопросам договориться не могут (спам, регистрация доменов).

Восстать против нагрузки пауков могут еще деятели классической электронной коммерции. Но последние тоже будут осторожны - половина из них думает, что продать товар можно только, завернув первомайский митинг в офис. Если быть футуристом - я поставлю на сервисы и магазины. Если они вообще не умрут, то скорее всего они будут первой волной сопротивления.

- Был еще пример, когда Webmasterworld.com забанил ботов. Это такой форумный сайт. Может быть, протест пойдет как раз от "самодостаточных" социальных сервисов? Скажем, блоговая/форумная площадка имеет свой внутренний бизнес, число аккаунтов уже огромно, и им уже не нужно буйной толпы со стороны через поисковик. Даже может, наоборот, ей выгодней хранить приватность коммуникаций...

- Социальные сервисы? Давай посмотрим правде в глаза - посмотрим, что творится с тем же "Супом". Блогеры с горящими глазами ждут, когда им будут платить за контекст. А это напрямую связано с поиском.

Тоже самое я вижу на "Хабре", тоже самое я вижу ещё на некоторых сервисах. Социальный сервис не несёт изначального зла, но скоро это станет просто "хитровывернутым социальным дорвеем".

Хотя есть вариант, что когда появится блогхостинг, именно в понимании "блогхостинг", а не место под предустановленный блог - тогда будет сопротивление. Я ранее как раз на сервисы и ставил. Как предположение - именно поэтому действительно хорошего блогхостинга у нас в России и нет.

- А как насчет сервисов, которые не производят контент без запроса? Вот в блоге человек, по сути без, запроса порождает информацию. А другой (у кого запрос) ее ищет через поиск. Такая старая модель "Веба с посредником". Но вот если сервис типа "вопросы-ответы напрямую", и на этом построена бизнес-модель - ему внешний поиск не нужен, так?

- Отвечу ассоциативно. Я недавно поймал себя на мысли, что хочу написать статью на домашнюю страничку. После самокопания понял - я хочу денег от Гугла. Так что скорее всего к указанной модели мы быстро не придём. Нет быстрых денег.

Хотя, если смотреть в будущее, то скорее всего, просто настанет естественная стагнация нынешнего бизнеса на поиске за счёт дискредитации отдачи от рекламы. Это самый реалистичный вариант. Интересно, чем тогда будут заниматься сегодняшние дивизии оптимизаторов?

- Так может, эта мысль про "получить денег от Гугла" - это просто такая зараза поколения Веб 2.0? Ведь на самом-то деле почти все известные проекты Рунета создавались изначально именно как "домашние странички".

- Да, естественно зараза. Поскольку они действительно реальны, это очень подстёгивает. Как азартные игры. Борьба именно как с заразой тоже будет эффективна. Т.е. просто пропаганда.

Интересный ещё психологический пример. Вот я ушёл из хостинга. Я хочу сделать свой бизнес в сети. Я 5 лет сражался со спамом. Я на достаточно хорошем уровне знаю технологии обхода фильтров (я плотно работал с производителями). Я знаю некоторые юридические тонкости. Я хорошо представляю психологию среднего пользователя. Я знаю хоть на каком-то уровне, как обходят поисковики сайты - на примерах тысяч сайтов. Представляешь, какой у меня соблазн этим воспользоваться? ALC померкнет. И такой соблазн в разной степени есть у любого пользователя в Сети.

- Но твой бизнес не будет использовать технологии обхода, которые ты так хорошо знаешь?

- Нет. Я люблю смотреть чуток вперёд. Если считать, что я с компьютером познакомился уже после школы, все работы я нашёл сам, везде вырос сам - думаю, хороший показатель, что всё-таки у меня это эффективно получается. А спам, дорвеи - это временные решения.

Верим мы в это или нет, у каждого человека, у каждого дела есть карма. Начну бегать за лёгкой быстрой наживой, так в этом круге бытия и останусь. Как говорил Билли мистеру Фёсту в фильме "Человек с бульвара Капуцинов": "Никогда не пей эту гадость. Привыкнешь, и жизнь твоя не будет стоить ломанного цента."


[в начало >> | на страницу публикаций>>]