Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области


Яндекс цитирования
Ремонт сайтов

[на страницу отчётов>>]

Serenity-2011

В день конца июня 2011 года от Рождества Христова решил я и примкнувшие ко мне товарищи в лице Артёма, Тушкана и Кора поехать на очередную игру "Карибское море. Пираты-VI", традиционно проводимую на озере Вуокса вблизь посёлка Синёво Ленинградской области. Мы задумали сделать парусник-катамаран, по образу и подобию Saint Denis с баллонами из пластиковых бутылок. Но легче и быстроходнее.

Изначально идея несла в себе именно построить парусник, с упором на ходовую часть. Главное было - процесс. Результат, вооружение, сама Игра подразумевались приятными вторичными задачами. Сразу скажу - к изготовлению пушек мы даже не подобрались, хотя этот вопрос и обсуждался. Задача усложнялась тем фактом, что все участники были не знакомы друг с другом, за исключением знакомства каждого, кроме Кора, со мной. Для координации команды я использовал самые новомодные современные технологии - группы Google.

Мы с самого начала не успевали ничего по срокам. Особенно важным вопросом были баллоны. Если с помощью бесконечной энергии Кора бутылки мы ещё успевали собрать, то за неделю до Игры вопрос с баллонами (во что их обернуть) был на этапе "мы не знаем". Ситуация была спасена Теххи и Кеем, которые дали нам в аренду шестиместный сплавной разборный катамаран. Сколько раз мы падали без сил, столько раз мы благодарили судьбу, что нам ещё не пришлось мучаться с доставкой бутылок и изготовлением баллонов под них.

Цель этого повествования - поведать терпеливому читателю о постройке рамы, особенностях ходовой части, пути граблей и накопления субъективного опыта. Всё, через что мы прошли во время постройки, и какие результаты получили. Властью милостью моей данною мною мне же катамаран был наречён “Serenity". События игры преднамеренно опущены, из истории изъяты подробности описания событий и личностей.

Основание


Приозерск

Итак, за семь дней до последних выходных июля 2011 года, или за 5 дней до Игры, мы оказываемся мы в древнем городе Приозерске, основанном в 1294 году новгородцами. У нас был сплавной катамаран, бывшее в употреблении крыло параплана, предназначенное для паруса, бухта пеньковой верёвки, бухта капронового шнура, несколько металлических талрепов, некая сумма денег для строительных материалов и... сколько-то горячих умных голов и ловких умелых рук.


Боцман изготавливает шверт

Сборка катамарана много времени не заняла. На этом этапе мы его первый раз и увидели. Нет, я конечно его видел раньше, но подробностей уже не помнил. Встала задача сделать катамарану дополнительную раму. Дополнительная рама должна была обеспечить крепление мачты (степс), крепление шверта, крепление руля и крепление настила, чтобы можно было перемещаться по судну. Все материалы мы закупили в местном строительном магазине "Вимос". Пришлось выбирать из того что было. Это были рейки 45x20x4800мм и шпунтованные 6-ти метровые доски. Для шверта взяли лист 8-ми мм фанеры 1.5x1.5. Крепление в основном решили делать на саморезах шуруповёртом, роль которого отлично отыгрывал боцман Артём с отвёрткой в руках.

Наши скромные возможности позволили нам сделать дополнительную раму только внутренней части. Катамаран не имел жёсткой продольной конструкции на наружней части баллонов, связанной с внутренней рамой. Как показала практика, возможно, нам имело смысл где-то уменьшить наши запросы и сделать полную раму, включая внешние продольные конструкции. Возможно даже отказавшись от штатной рамы из дюралевых труб.


Крепление вант на мачте v 1.0

В месте крепления мачты положили две поперечных доски. Степс мачты сделали простым и надёжным - на поперечных досках набили колобашки, образуя как бы дырку для мачты.

Для шверта распилили лист фанеры пополам. Между листами по краям длинных сторон положили две доски, одну длинее - для ручки, и скрепили всё это между собой. Сверху по короткой стороне шверта плашмя прикрепили ещё доску, чтобы шверт не проваливался вниз. Конструкция получилась тяжёлая, но внушительная и надёжная.

Крепление для шверта сделали из двух положенных рядом досок, направленных вдоль корпуса, оставив между ними щель по толщине шверта. Щель приходилась как раз в диаметральной плоскости (осевая линия вдоль корпуса) судна сразу позади мачты. Предполагалось, что шверт будет вставляться в преназначенную для него щель, опускаться и фиксироваться прикреплённой кнему сверху плашмя доской, которая была шире щели. Просто, но как оказалось - крайне не надёжно. Это была первая из роковых наших ошибок. Шверт болтало боковыми потоками воды, всё время пытаясь вывернуть вбок вместе с креплением. Но это мы прочувствовали много позже. Первый категорический вывод из постройки - к вопросу крепления шверта надо подходить очень вдумчиво и серьёзно.


Уф...

Мачта полностью заслуга боцмана. Пока я бегал за едой, он сложил рейки вдлину наподобии свастики. И вдвоём с Кором скрутил их саморезами. Получилась добротная квадратная в сечении мачта с полостью внутри. Просто, надёжно, со вкусом. За всё время существования к мачте претензий не было.

Руль сделали из жерди, насадив на неё... С катамараном шли какие-то дюралевые рули без устройства крепления. Вот одну лопасть от такого руля мы и насадили. Жердь снизу подвесили на заднюю поперечную планку. С одной стороны мы получили большой рычаг, с другой стороны оказалось не очень удобно. Руль в последствии всё время надо было круто закладывать, соответственно бегать с борта на борт. При этом требовалось все время следить за тем, чтобы лопасть руля была в воде и была расположена вертикально.


Красавец основан

Такелаж - моя епархия. Верхние концы вант я положил под обвязку мачты, сделанную на высоте где-то 2/3 мачты, и над обвязкой сделал кнопы (такие утолщения на конце каната, чтобы не проскальзовали под обвязку) узлами. Нижние концы вант мачты закрепил на металлических талрепах, которые в свою очередь закрепил к дюралевой балке, удерживаемой в карманах на внешней стороне баллонов катамарана. Форштаг на мачте был закреплён как и ванты, а нижняя часть крепилась к поперечной перекладине на носу судна тоже через металлический талреп. Дюралевые трубы с внешней стороны баллонов были просто продеты в карманы баллона, пытались скользить вдоль и имели ход в поперечной плоскости из-за того, что не были жёстко скреплены с остальной рамой. Поэтому крепление мачты оказалось не жёстким. Как мы ни тянули ванты, они всё равно частично провисали. Также невозможно оказалось до звона натянуть форштаг, что крайне отрицательно сказалось на аэродинамике стакселя.


Поехали!

За первый день была полностью сделана первая версия жёсткой конструкции катамарана, исключая настил. Был поздний северный вечер и мы отправились вслед уходящему солнцу к ближайшему острову. Это было первое испытание на воде. Стояли вопросы - не спускают ли баллоны, держится ли мачта, насколько катамаран просядет от тяжести конструкции, надёжны ли крепления. Я на лодке на вёслах вёл катамаран на буксире. Боцман был на катамаране на всякий случай. Разве могли мы обойтись без приключений даже в таком простом переходе? Оборвался фал, связывающий лодку и катамаран. Ветром катамаран как листок тутже отогнало в камыши. С шутками и ругательствами я мужественно кинулся на выручку. Артём смешно прыгал по катамарану (настила мы ещё не сделали) и раскачивал его этим. Крепление вант на мачте сразу показало свою несостоятельность - ванты стащили вниз обвязку мачты и сильно провисли.

 

Первый выход


Капитан шьёт

Была ночь и был день, и была ещё ночь. Боцман, да не упадёт FreeBSD на его серверах, за это время раскроил крыло параплана на составляющие - две поверхности, нервюры (перемычки такие) и стропы. В шитье парусов поучаствовали и боцман, и капитан, и крайне неоценимую помощь оказал нам парусный мастер Тушкан. К сожалению, процесс шитья парусов был запечатлён только с капитаном, т.е. мною, принимавшем в этом наименьшее участие.

Всю переднюю шкаторину стакселя прошили шнуром, задняя и нижняя шкаторины были когда-то обшитыми краями крыла и мы оставили их без изменений. Углы стакселя укрепили слоями из нервюров. В качестве люверсов (укрепление "дырок") вшили металлические шайбы. По передней шкаторине вшили концы из строп для крепления паруса на форштаге (вместо сегарсов).


Крепление вант на мачте v 2.0

Примерив стаксель, мы поняли что немного переборщили и добавили катамарану бушприт, вынеся форштаг на него.

Изрядно попотел я, думая, как переделать крепления вант к мачте. Прикрепил два лонга-салинга (две колобашки с боков мачты), чтобы удерживали они обвязку мачты от сползания. Сами ванты пропустил под обвязку сверху, так, чтобы концы вант были снизу обвязки и задерживались там кнопами. Таким же образом был закреплён форштаг и блок для фала стакселя. Не мог я оставить нас без "колдунчиков", которые укрепил на вантах у самой мачты. Не подумайте ничего дурного обо мне, "колдунчиками" называют лёгкие яркие ленточки, по которым следят за направлением потока воздуха, в тех местах, где они подвешены.

Отступая от повествования, расскажу о том как на самом деле крепятся ванты. Недурно было бы мне, моряку со стажем, почитать инструкции к тому, что придумано за 500 лет до меня. Ванты составляют пары с одного борта, состоящие из одного цельного троса, накидывамого на мачту петлёй. Обычно петля делается изгибом троса и скреплением его на расстоянии от изгиба так чтобы получилась петля. Ванты на мачте удерживаются на лонга-салингах или на калвах, накладываемых поверх лонга-салингов. Лонга-салинги - это продольные опоры наверху мачты. Калвы специальные накладки на лонга-салинги для отвода вант от мачты, чтобы движение мачты не повредило салинг. Употреблялись не всегда.


Перед первым выходом

Первое испытание было очень волнующим. Первый раз катамаран должен был пойти своим ходом. Судном управляли Артём и Тушкан. Я страховал на лодке. Судно шло хорошо и быстро, уносимое по ветру стакселем. И только по ветру. Но по итогам мы хорошо усвоили, что судно у нас лёгкое, шверт ставится и вообще работает, парус подымается и опускается, руль рулит, и мачта самопроизвольно не падает.

Долгие годы думал я и строил философские теории, может ли команда любителей приключений обойтись без приключений? Практика показывает - не может. Внезапно, как и бывает в этих краях, из-за леса вылетела грозовая туча и поднялся шквальный ветер. Вместе с этим на остров высадились отъявленные негодяи, любители покататься на "ватрушке". Честно признаюсь, но я некоторое время метался, выбирая между перспективой оставить все вещи без присмотра и требованием спасти команду в грозу. Победил страх перед грозой, и я в ливень и молнии бросился на выручку товарищей, которых ветром отнесло уже порядком. Злословя в голос, я прорывался на вёслах сквозь волны, ветер и дождь. Но когда дошёл до катамарана, прибившегося к какому-то берегу, уже светило солнце и я наругался за время пути настолько, что мог только смеяться и радоваться чудесному исходу.

 

Второй выход


Три тысячи чертей!
Пилите резвее, селёдки тухлые!

Настало время главного паруса. Мы решили, что это будет бермудский парус - прямоугольный треугольник прямым углом к мачте. Грот решили к мачте не крепить. Зря. Переднюю шкаторину прошили шнуром. Верхний угол укрепили как и на стакселе. Внизу сделали "рукав" для гика. Гик соорудили из двух скрепленных реек. На мачте я сделал обвязку на высоте метр от палубы и петлю. На переднем конце гика тоже петлю. Гик должен был крепиться просто связыванием этих двух петель. Для фала грота на топе мачты закрепил блок и сделал обвязку. На всякий случай.


Пока, Приозерск

И был вечер. До нас добрались матросы. Но временно выбыл парусных дел мастер Тушкан. Новых людей мы сразу направили на изготовление настила из загодя купленой фанеры 10мм. С настилом парусник приобрёл внушительный солидный вид.

Вторые ходовые испытания были очень важными. Решался вопрос следующего дня - дойдём мы до полигона, или не дойдём. Подготовка была тщательной, основательной, даже немного торжественной. Что-то было чарующее в сборке рангоута, такелажа и парусов на закате.

 

Крепим, проверяем

Мачта вошла в степс

Все потянули ванты!

Держим!
 

Просто красиво

Натягиваем грот на гик

Подымаем грот

Капитан излучает
счастье и
удовлетворение
 

Выход оказался более чем удачным. Дул слабый ветерок, не более 2м/с. Мы сделали полный круг метров в 200 и вернулись на базу. Как показала практика, это круг нам позволил сделать слабый ветер. Он не выгибал передние шкаторины парусов и они имели вид крыла, достаточный для движения острыми курсами без значительного сноса.


На воду!

Есть ход!

После испытаний
 

Переход


Чертополох

И была ночь. Тут я хочу отвлечься. Ночью прибыл Александр, хозяин лодки, которую он нам любезно всё это время одалживал, да не выцветет его килт. Ввиду темноты, да и из компанейских соображений, он остался ночевать у нас на острове. Внимание я сосредоточу на лодке "Чертополох" и её необычайной конструкции. Сама лодка - "Пелла" старого образца (типа "Фофан", классических обводов). Передвигаться лодка может с помощью мотора, вёсел и силы ветра. В качестве мачты установлены два бамбуковых шеста "треугольником", а вооружение "латинское". Необычная конструкция мачты позволяет без особых проблем менять галс при таком виде парусного вооружения.


Загружаемся

И было утро. Встали рано. Собирались долго. К полудню вышли. Вышли сразу и "Чертополох" и "Serenity". Идти предстояло около 10 километров. Дул крутой бакштаг (попутный в бок). Часть вещей и фотограф были на "Чертополохе", именно ему мы обязаны самыми красивыми фотографиями и зарисовками.


Места экипажа

Первый километр у нас получалась такая неторопливая "ингерманландская" регата. Мы неспешно примерно наравне передвигались. Даже слегка перегруженный "Serenity" показывал неплохие результаты. После поворота ветер сменился на полный бакштаг, в какой-то момент времени мы поймали хороший поток между островами и скорость возросла. Оставили "Чертополох" позади.


Полный вперёд

Ровно посередине маршрута предстояла резкая смена курса. Полный галфвинд (ветер в бок). Волны, хороший сильный ветер (навскидку метров 5 в секунду). И тут случилась катастрофа. Матросы не удержали шверт. Немудрено - на таком курсе на шверт приходилась чудовищная нагрузка сопротивления воды. Шверт вывернулся на бок и выломал крепление, в котором он удерживался. Нас стало быстро сносить не в ту сторону, в которую было надо. Одним имевшимся веслом с полной потерей управления кое-как мы смогли пристать к каменистому берегу.


Морские волки

Для починки пришлось снимать мачту. Боцман по грудь в воде вернул крепление в исходное положение. Добавил дополнительные укрепляющие элементы. Я для прочности скрепил доски тросом.


Проходим отмель

Но выйти в такой ветер на прежний курс не удалось. Острыми курсами мы не шли вообще, а галфвинд уваливал нос судна и сильно сносил. Шверт полностью мы погружать не решались, да и удержать его там не было никакой возможности. Нас сильно снесло. Мы зашли в тихую бухту большого острова. Посовещались. Сделали импровизированное второе весло. Последние 5 километров мы шли на вёслах. Ветер в островах часто меняет направление. И к вечеру в этих краях он стихает. Поэтому паруса поставить удалось всего раза два минут на 10. Только поздно вечером мы подошли к "испанским колониям" - конечной точке нашего похода.

Во время перехода на вёслах родился мем "я ем апельсин". Дело в том, что неудачная конструкция руля позволяла рулевому или рулить, или делать что-то ещё. У нас были апельсины, которые поделили на всех. В какой-то момент времени я заметил, что мы идём совсем не туда куда надо и спросил: "Артём, это нас так сносит?" На что он ответил: "Нет, я ем апельсин". В дальнейшем мы часто применяли это в разговорах: "Нас сносит или ты апельсин ешь?"

 

Расслабление


Трактир

Пришли на стоянку и я сразу рванул за матросом Астронавигатором и Тушканом к станции. Вернулись уже в темноту. Встали у дружественного нам трактира (исторически сложилось, что мы хотели трактир делать, но в процессе организации сепарировались). На этом месте я хочу немного развлечь читателя небольшой подборкой фотографий с нашей игровой жизни. Обещаю, что вернусь после них к ходовым испытаниям.

 

Не взлетим, Адмирале...
не взлетим...

"Душа" Serenity
 

Уставшие, но довольные

Разгрузка уже утром

Как-то недобро Артём смотрит
 

Обжариваешь с каждой
стороны по 2 мин.

Поняла?
 

Так было
 

Ходовые испытания


Третья попытка

Порасслаблявшись целый день, мы решили провести ещё одни ходовые испытания. Безуспешно. Ветер был неблагоприятный, всё время острые курсы или в берег. Как мы ни страрались - до "мастерки" не дошли.

Решили перенести шверт из-за мачты, поставив его перед мачтой. Отогнали катамаран на более удобный пляж и перевинтили крепление. Четвёртые ходовые испытания тоже не были удачными. Парусник перестал жёстко уваливаться носом, но зато теперь сносился в сторону боком. "Крыло" стакселя не работало совсем. По фотографиям с перехода из Приозерска видно почему - форштаг не имел жёсткости и парус изгибался как хотел. Шкот стакселя был закреплён тоже неверно. При галфвинде я один не мог удержать шверт, два раза сбрасывал стаксель, потому что силы заканчивались.

 

Последний поход


Перед разборкой

И был день, и была ночь. Нам предстояло вернуться в город. Ветер был сильный, полный галфвинд. Катамаран был загружен больше чем в первый большой переход. Зато у нас были два прекрасных весла, предусмотрительно изготовленных Васей из толстых жердей топором. Ничего интересного в этом переходе не было, кроме внезапной посадки на мель. И ещё нас чуть в Мюллюпельто не унесло - не могли выгрести против ветра.

Многие интресуются судьбой парусника. Мы его разобрали. В Синёво есть такой лодочник седой с бородкой. Он дам нам шуруповёрт, а мы отдали ему доски, рейки и фанеру. Катамаран сложили, отвезли в город и отдали вместе с парусами Теххи и Кею.

 

Куда я попала?

К капитану Филу, LOL
 

Последние минуты жизни

Загар карибского пирата

Serenity Crew

Serenity Crew
 


[на страницу отчётов>>]